Подводные камни стоматологии

Нашей клинике в марте 2009 года исполняется 10 лет. В связи с юбилеем с 1-го по 31 марта на все виды работ (кроме ортодонтии) действует 5 % скидка. Причем если у вас есть дисконтная карта, то скидки суммируются.

У меня часто просят совета по гигиене полости рта, какой зубной пастой чистить зубы и т.д. Об этом написано много статей, книг, можно легко найти информацию в интернете, есть статья об этом и на сайте нашей клиники www.primadent.ru, однако ни разу за все годы, что я работаю стоматологом, никто не поинтересовался, как же выбирать своего личного врача? Хотя от такого выбора во многом зависит здоровье пациента.


Многие клиники в своей рекламе предлагают высокий уровень оказания стоматологической помощи, доступные цены, доброе и чуткое отношение к людям, индивидуальный подход к каждому, уютную обстановку и т.д. и т.п. Все это не ново и встречается практически в каждой рекламной статье.

Как же выбрать, кому доверить здоровье своих зубов?

Вот некоторые рекомендации:

- Лучше обращаться к врачу, которого рекомендуют Вам ваши друзья и знакомые, которые не один год лечатся у него. Однако, ни один пациент не может объективно оценить качество оказания стоматологической помощи врачом. Ведь внимание и приветливость это не показатель качества работы. Вряд ли кто-нибудь из нас купит просроченные продукты только по причине приятной внешности продавца. Необходимо обращать внимание и на другие аспекты.

- Узнайте, сколько простояли пломбы и ортопедические конструкции, сделанные у данного врача без изменения цвета, ухудшения функции (конечно, если врач давал гарантию на эти работы, и пациент строго соблюдал все рекомендации врача). При этом не надо считать, что пломбы и ортопедические конструкции делаются на всю жизнь, максимум на 5-7 лет, но чаще намного меньше.

- Уточните, дается ли гарантия на стоматологическую помощь в данной клинике, какие условия и срок, чтобы если ваш врач в отпуске или уволился, Вы все равно могли получить помощь по гарантии.

- Проверьте, наличие сертификатов на данный вид стоматологических услуг у Вашего врача и, соответственно, лицензии у всей клиники на данный вид стоматологических услуг. Наличие данных документов обязательно! Не доверяйте свое здоровье, а возможно, и жизнь первому встречному. Кроме того, стоматология в наше время развивается очень быстро, а обязательную специализацию врач должен проходить только раз в пять лет, поэтому лучше всего, когда врач посещает дополнительные лекции, семинары и мастер-классы, и желательно, чтобы это было подтверждено сертификатами.

- Многое зависит и от самой клиники, в которой работает выбранный вами врач, от того как поставлена в ней работа, на что ориентирована данная клиника. Поэтому после выбора врача нужно навести справки непосредственно о клинике.

- Необходимо выяснить, как давно работает данная клиника. Так как около 40 % новых клиник закрываются в первые 2-3 года после открытия, и возможна такая ситуация, когда Вам некуда будет вернуться в случае каких-либо осложнений.

- Выясните, кто является фактическим владельцем клиники. Так как, если это человек далекий от медицины, возможно, вся работа ориентирована исключительно на получение прибыли, соответственно, возможна экономия на материалах, инструментах и т.д. Причем такая экономия будет не заметна постороннему человеку. Вы можете столкнуться с шикарным ремонтом в помещении. Однако, главное, какие материалы применяются при так называемых «скрытых» работах у Вас во рту. Например, чем и по какой методике пломбируются корневые каналы, как обрабатываются? Так как, при применении дешевых, а, следовательно, менее качественных материалов и методик, возможно неплотное пломбирование корневых каналов, т. е. в них останутся очаги инфекции, что возможно, даже если на контрольной рентгенографии корневые каналы выглядят запломбированными плотно до верхушек. Второй пример: можно пользоваться протравочным гелем с антисептическим эффектом или же более простым и дешевым, более дорогой адгезивной системой и т.д. Такие «тонкости» сказываются в конечном итоге на качестве работы, и не зависят от самого врача. Врач работает теми материалами, которые закупает для него клиника. Кстати о материалах, не следует вестись на рекламные заявления о самых современных материалах, применяемым в клинике, раз самые современные, только что выпущенные, значит нет долговременных наблюдений и исследований отдаленных результатов через несколько лет. Разве вы хотите участвовать в клинических экспериментах на своих зубах? Конечно, не нужно впадать в крайности и лечиться только теми материалами и методиками, которые применялись двадцать лет назад и более. Лучше использовать материалы, которые существуют уже более 5 лет, есть независимые научные статьи об отдаленных результатах их применения. Очень хорошо, когда эти материалы или их аналоги применяются широко в мире, а не только в России, так как ни для кого не секрет, что сейчас в нашу страну хлынул поток тех препаратов и материалов, от которых по различным причинам уже отказались в других странах, и фирмы-производители успешно заполняют ими наш обширный рынок. Все эти «нюансы» должны отслеживаться и пониматься администрацией клиники и отражаться на ее подходе к работе медицинского учреждения. Здесь мы подходим непосредственно к личности руководителя.

- От руководителя клиники, его опыта, зависит организация работы клиники в целом. Поясню, что имеется ввиду. Когда, пациенты приходят в клинику, оборудование они оценивают по внешнему виду: красивое ли, производит ли впечатление дорогого и т.д. Во-первых, не забывайте, что цена оборудования закладывается в цену предлагаемых услуг, и, соответственно, неоправданно дорогое оборудование влечет за собой неоправданно высокие цены. Во-вторых, современные стоматологические установки работают при помощи высокого давления воздуха в системе, подача осуществляется из компрессора. Многие ли из пациентов обращают внимание на компрессор? А ведь это очень важно. Если компрессор масляный, то частицы масла могут проникать в подаваемый воздух и нарушать качество прилегания пломбировочных материалов. Затем, если компрессор расположен в подвале или в помещение, в котором редко производится уборка, соответственно, здесь производиться и забор воздуха вместе с пылью и микроорганизмами, который затем поступает в рот пациенту (причем, под большим давлением) (а какой стоит фильтр на входе в установку, и стоит ли вообще?). В идеале, компрессор должен располагаться в хорошо проветриваемом помещение, в котором дважды в день производится влажная уборка. Компрессор должен быть с осушителем, для того, чтобы в подаваемый в рот воздух не попадала влага. Конденсат из осушителя компрессора должен регулярно удаляться, так как является благоприятной средой для развития микроорганизмов. В-третьих, желательно, чтобы вода в стоматологические пистолеты на установке подавалась из отдельного резервуара, а не из водопровода. При такой системе подачи воды не происходит ее застоя и вторичного загрязнения микроорганизмами из ветхих труб наших общих водопроводов. Кроме того, к сожалению, в стоматологии часто в прошлом применялись, и возможно кое-где применяются и сейчас, материалы и вещества, которые обладают канцерогенными свойствами (могут вызывать злокачественные опухоли), обладать токсическими свойствами, провоцировать инфаркты миокарда и наносить другой непоправимый вред здоровью пациента. Причем, все эти серьезные последствия проявятся через много лет после лечения у стоматолога этими методиками (Вам страшно? Мне очень, так как у меня у самой во рту есть зубы, которые так лечили.). Эти и другие «мелочи» способен учитывать только руководитель с многолетним опытом работы в стоматологии, обширными знаниями, постоянно отслеживающий все новые независимые сообщения и исследования в стоматологии, заботящийся о здоровье своих пациентов.

- Теперь перейдем к документации. В любой стоматологической клинике или кабинете обязательно должны вестись истории болезни, заполняться договоры на оказание платной медицинской помощи. Внимательно ознакомьтесь с содержанием такого договора, попросите разъяснить непонятные для Вас пункты. Ни в коем случае не приступайте к дорогостоящему лечению и протезированию без заключения с Вами такого договора и составления четкого плана лечения и протезирования с указанием конечной цены, так как по окончании работ может оказаться, что Вы не рассчитывали на такую стоимость лечения. Врач перед началом лечения и протезирования должен ознакомить Вас с несколькими вариантами и вместе с Вами выбрать оптимальный для Вас по цене и качеству, должен подробно рассказать все достоинства и недостатки каждого варианта, срок эксплуатации, возможно, даже показать готовые работы или фотографии. Вы должны четко представлять себе, что в конечном итоге получите.

- Особое внимание уделите тому, как производиться обработка инструментов в клинике. Попросите рассказать, как производится стерилизация инструментов. В каждой уважающей себя клинике имеется должность или нач.меда или старшей медсестры, которые могут подробно все вам рассказать и показать. Не надо удовлетворяться высказываниями вроде «у нас используются импортные материалы, оборудование и дезинфектанты». Даже при наличии всего этого, но не соблюдении последовательно всех этапов обработки инструментов, возможны плачевные последствия для здоровья пациентов. Обработка инструментов должна в себя включать предстерилизационную дезинфекцию и очистку, и непосредственно стерилизацию. Безусловно, все, что вносится Вам в рот должно быть стерильно, включая вату, коттоновые валики и т.д. Существуют методические рекомендации и приказы по стерилизации изделий медицинского назначения, которыми руководствуется средний мед персонал, попросите их показать Вам. Улучшается качество стерилизации, если есть в наличии так называемая ультразвуковая мойка, камеры поддержания стерильности, применяются одноразовые крафт-пакеты для стерилизации инструментов (все это предотвращает вторичное загрязнение микроорганизмами) и т.д. Не говоря уже о таких элементарных вещах, как применение медицинским персоналом клиники перчаток, масок, медицинских головных уборов, спецодежды и т.д.

- Очень хорошо, когда в клинике есть свой рентген-аппарат или радиовизиограф, что дает возможность не тратить время на походы в другое лечебное учреждение. Однако, необходимо выяснить, есть ли лицензия на проведение рентгенологических исследований у данной клиники, соблюдаются ли правила радиационной безопасности, защиты как самих сотрудников клиники так и пациентов. Так как, если нет лицензии, что само по себе является нарушением закона, у Вас нет гарантии, что исследования проводятся по всем правилам и не принесут Вашему здоровью непоправимый вред. Лучше уж не иметь в клинике вообще рентгенологической установки, и направлять пациентов в другие клиники, чем наносить непоправимый вред здоровью пациентов и сотрудников клиники.

- Теперь хотелось бы остановиться на ценах на стоматологические услуги. В цену закладывается стоимость расходных материалов, инструментов, амортизация оборудования, ремонта помещения, арендная плата, заработная плата сотрудников и многое другое. Поэтому глупо рассчитывать на хорошее, качественное лечение дорогостоящими материалами по низким ценам. Тем более, я не рекомендовала бы торговаться с врачом о снижении цены, так как, пойдя у пациента на поводу для Вашей же экономии, врач выберет более дешевый вариант лечения (или протезирования), который может не иметь успеха в Вашем случае, будет неудовлетворительная эстетика и т.д. Никто не будет работать себе в убыток. Если же Вы все-таки готовы лечиться по низким ценам, нужно быть готовым к возникновению осложнений, плохой эстетике, неудобным протезам и т.д., и не выставлять затем претензий к врачу, так как Вы сами заведомо дали согласие на экономию на своем лечении и протезировании. Опять же, еще раз повторюсь, при выполнении дешевых работ не надо предъявлять к ним повышенные требования в конце работы, вы получаете именно то, за что заплатили.

- Хотелось бы напоследок дать еще несколько советов пациентам. 1) Строго соблюдайте рекомендации врача во время и после лечения и протезирования, что позволит Вам реже посещать стоматолога. 2) Попросите Вашего врача научить Вас правильной гигиене полости рта, так как кроме профессионала, Вас некому научить. 3) Регулярно приходите к своему врачу на профилактические осмотры, вовремя делайте контрольные рентгенологические снимки, так как то, что Вам сегодня пролечили правильно и качественно зубы, и Вас ничего не беспокоит, это еще не гарантия от возникновения каких-либо проблем в будущем. Помните, что быстрее и намного дешевле будет пролечиться на ранней стадии заболевания или провести профилактику возникновения заболевания, чем когда возникли осложнения. 4) Своевременно, заранее записывайтесь на прием к своему доктору. Так как у хороших врачей обычно запись на несколько дней, а то и недель вперед, и попасть к нему быстро на прием вы сможете только в случае непредвиденного отказа другого пациента, вероятность чего крайне мала. Следовательно, когда пациент приходит в клинику и требует, чтобы его принял «прям сейчас» самый лучший врач, это зачастую просто невыполнимо. В таком случае Вас будет принимать «тот, кто есть в наличии». 5) Если уж по каким-то причинам у Вас все-таки разболелся зуб или возникла другая экстренная ситуация, постарайтесь попасть на прием к врачу пораньше, а не к концу рабочего дня, так как доктор то же человек, и вечером он уже устал, и, соответственно, вероятность врачебных ошибок гораздо выше. Вам разве нужны дополнительные проблемы? И напоследок, не надо требовать от врача невозможного. Если Вы десять лет не были у стоматолога, за десять дней невозможно все вылечить, исправить наступившие деформации и отпротезировать полость рта пациента. Часто на все это требуется несколько месяцев, а в случае ортодонтического лечения и несколько лет. Так что, наберитесь терпения, а еще лучше вовремя посещайте своего врача. Будьте здоровы и счастливы!

Подводные камни стоматологии


© ООО "Прима Дент" Ставрополь 2004-2017г. Все права защищены.
Разработка сайта: Арт-Интелл

Яндекс.Метрика